Задачи:
В ходе урока учитель демонстрирует анимированную презентацию, ведет диалог с учащимися и предлагает сыграть в настольную игру в малых группах.
Перед началом урока необходимо разделить класс на 3 рабочие группы, например, по рядам парт. Желательно развернуть парты так, чтобы они сформировали один «круглый стол» для каждой группы, за которым учащимся будет удобно взаимодействовать друг с другом. Учащиеся должны хорошо видеть раздаточные материалы и легко до них дотягиваться.
В ходе работы в группах школьники учатся:
-
Раскрыть для учащихся такие понятия, как загрязнение окружающей среды,
экослед и экологичный образ жизни.
-
Познакомить учащихся с вариантами полезных и выгодных экопривычек,
основанных на таких принципах, как разумное потребление, повторное использование, совместное использование, энерго/водосбережение, переработка, здоровый образ жизни и др.
-
Показать альтернативу обычным социальным сценариям и поведенческим
установкам.
-
Научить учащихся анализировать, мыслить самостоятельно и выбирать наиболее
экологичные сценарии своего поведения.
-
Вдохновить учащихся на активное внедрение экопривычек в свою жизнь и участие
в экопроектах.
Вовлечь школьников в общероссийский конкурс селфи «Экожизнь».
-
Необходимое оборудование и материалы
• Проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint (презентация – см. Приложение 1, подстрочный текст к презентации для озвучивания учителем – см. Приложение 2).
• Принтер (желательно цветной), листы А4 для распечатки карточек игры (см. Приложение 3).
• Фотоаппарат или телефон с фотокамерой.
• Распечатанный раздаточный материал по числу учеников: карманные книжечки с
памяткой «Мой лучший экодень» (на листах А4) (см. Приложение 4).
Сценарий проведения экоурока
Ход урока
В ходе урока учитель демонстрирует анимированную презентацию, ведет диалог с учащимися и предлагает сыграть в настольную игру в малых группах.
Перед началом урока необходимо разделить класс на 3 рабочие группы, например, по рядам парт. Желательно развернуть парты так, чтобы они сформировали один «круглый стол» для каждой группы, за которым учащимся будет удобно взаимодействовать друг с другом. Учащиеся должны хорошо видеть раздаточные материалы и легко до них дотягиваться.
В ходе работы в группах школьники учатся:
-
общаться, слушать и слышать друг друга;
-
сотрудничать для решения поставленной задачи;
-
вырабатывать совместное решение;
-
аргументированно доказывать свою точку зрения.
- 1. Просмотр презентации
-
-
Состояние окружающей среды и здоровья населения сегодня.
-
Понятие «Экологический след».
-
Понятие «Экологичный образ жизни».
-
Варианты полезных и выгодных экопривычек как на основе принципа «Трех П»:
разумное потребление, повторное использование, переработка, так и других – совместное использование, энерго/водосбережение, здоровый образ жизни и др.
Общее время на демонстрацию презентации – 12-15 минут.
Готовую презентацию для демонстрации в формате PowerPoint Вы найдете в Приложении 1.
2. Настольная игра «Выгодные экопривычки»
Учащиеся выполняют игровые задания, в ходе которых знакомятся с тем, какие проблемы помогают решать экопривычки и какие выгоды они в себе несут.
Общее время на проведение игры – до 25 минут.
Инструкция по проведению игры «Выгодные экопривычки»
Учащиеся работают в 3-х малых группах.
Цель игры: Познакомиться с экопривычками и выяснить, какую выгоду они приносят.
В ходе игры ребята знакомятся с экопривычками и узнают, как следование им может помочь решить существующие экологические проблемы в городе.
Игра проходит в два этапа.
На первом этапе группам будут озвучены три экологические проблемы, характерные для города, и дети должны будут отобрать те экопривычки, которые позволят им исправить каждую из ситуаций. Одна экопривычка может помогать в решении сразу нескольких проблем, поэтому учащимся предлагается схема, по которой следует раскладывать карточки. На выполнение задания в группах отводится около 5 минут. После этого группы должны будут представить свои результаты. Каждая группа представляет свою проблему, остальные при необходимости дополняют. Учитель демонстрирует слайды с ответами и дает комментарии.
На втором этапе игры ребята сортируют карточки экопривычек в соответствии с теми выгодами, которые они дают. На выполнение задания в группах отводится до 5 минут. Если после завершения второго этапа останется достаточно времени, устройте обсуждение, в ходе которого выясните, какие экопривычки понравились ребятам больше всего, каким они захотели следовать, а какие показались им слишком сложными для выполнения.
Ключи и комментарии к заданию первого этапа*
Учащиеся выполняют игровые задания, в ходе которых знакомятся с тем, какие проблемы помогают решать экопривычки и какие выгоды они в себе несут.
Общее время на проведение игры – до 25 минут.
Инструкция по проведению игры «Выгодные экопривычки»
Учащиеся работают в 3-х малых группах.
Цель игры: Познакомиться с экопривычками и выяснить, какую выгоду они приносят.
В ходе игры ребята знакомятся с экопривычками и узнают, как следование им может помочь решить существующие экологические проблемы в городе.
Игра проходит в два этапа.
На первом этапе группам будут озвучены три экологические проблемы, характерные для города, и дети должны будут отобрать те экопривычки, которые позволят им исправить каждую из ситуаций. Одна экопривычка может помогать в решении сразу нескольких проблем, поэтому учащимся предлагается схема, по которой следует раскладывать карточки. На выполнение задания в группах отводится около 5 минут. После этого группы должны будут представить свои результаты. Каждая группа представляет свою проблему, остальные при необходимости дополняют. Учитель демонстрирует слайды с ответами и дает комментарии.
На втором этапе игры ребята сортируют карточки экопривычек в соответствии с теми выгодами, которые они дают. На выполнение задания в группах отводится до 5 минут. Если после завершения второго этапа останется достаточно времени, устройте обсуждение, в ходе которого выясните, какие экопривычки понравились ребятам больше всего, каким они захотели следовать, а какие показались им слишком сложными для выполнения.
Ключи и комментарии к заданию первого этапа*
Привычка
|
Свалки
|
Загрязнение
воздуха
|
Загрязнение
воды
|
Выключать воду, когда
чистишь зубы.
|
Для доставки и
очистки требуется расход электроэнергии, ведь вода не сама по себе приходит в наши дома. Экономия воды = экономия электроэнергии.
воды
|
Включенная
вода во
чистки сразу попадает канализацию, будучи использованной, и загрязняется.
время
зубов
же
в
еще не |
|
Всегда выключать свет и
электроприборы, если
они не нужны (даже из
спящего режима). |
Для получения
электроэнергии на
электростанциях
сжигается
ископаемое топливо, в результате чего воздух загрязняется углекислым газом и другими продуктами горения. |
*Мнение учащихся может не совпасть с мнением авторов. Если ребята разумно
аргументируют свой ответ, то его можно считать дополнением к ответам, указанным в
ключах.
3. Завершение урока
Сборка учащимися карманной книжки «Мой лучший экодень»
3. Завершение урока
Сборка учащимися карманной книжки «Мой лучший экодень»
Книжечки содержат памятку тех экопривычек,
которые обсуждались на уроке.
Учитель озвучивает домашнее задание: каждый день применять одну или несколько
экопривычек.
Учитель: Обзаводитесь экопривычками и рассказывайте о них родным и друзьям.
Экологичной вам жизни, друзья!
Учитель: Обзаводитесь экопривычками и рассказывайте о них родным и друзьям.
Экологичной вам жизни, друзья!
Комментариев нет:
Отправить комментарий