Как часто родители жалуются на детей, которые не хотят самостоятельно делать уроки, требуя присутствия мамы рядом! Но не спешите обвинять чадо в лени и глупости - иногда ребенок действительно не в состоянии заниматься один. Почему же возникают такие проблемы и как с ними бороться? приучить ребенка делать уроки
Наиболее распространенные причины, из-за которых ребенок отказывается заниматься самостоятельно, - это гиперактивность с дефицитом внимания и непосильная нагрузка. Гиперактивного ребенка узнаешь сразу: он постоянно вертится, крутится во время уроков, а на переменах носится, сбивая других детей. Ему очень трудно долго сидеть на одном месте и выполнять монотонные задания. Он все время отвлекается на посторонние вещи, вместо того чтобы слушать учителя. Но такая рассеянность и непоседливость объясняется повышенной возбудимостью нервной системы и эмоциональной неустойчивостью, а не вредностью ребенка.
Для начала покажите ребенка невропатологу и психологу. Консультация специалистов ему просто необходима! Но и вы сами можете во многом ему помочь. Например, избавьтесь от всех предметов, которые отвлекают его внимание. Скажем, если он сидит у окна и сбоку орет телевизор, а рядом лежит миллион всяких интересных вещичек, ему, естественно, труднее сосредоточиться, чем если бы он сидел перед голой стеной спиной к окну. Вот и посадите его там! Это, конечно, несколько утрированный совет, но тенденция верная. Гиперактивному ребенку нелегко совершать несколько действий одновременно. Так пусть делает что-то одно! Например, скажите ему: «Сейчас ты переписываешь текст. Потом читаешь первое предложение. Ищешь в нем подлежащее. Затем подчеркиваешь подлежащее...» и т. д. То есть, вы должны ему расписать программу действий вплоть до мелочей, чтобы он одновременно выполнял только одно задание. И не забудьте похвалить ребенка за усердие! В общем, запомните: вы должны не столько наказывать за то, что не получается, сколько хвалить за то, что получается.
Причиной нежелания ребенка заниматься самостоятельно могли стать трудности при обучении. Сейчас нередко родители отдают детей в первый класс чуть ли не с пяти лет, да еще выбирают школу с усложненной программой. Неудивительно, что многие дети не справляются. У них пропадает всякое желание делать уроки, да и вообще - учиться. В какой-то момент ребенок может махнуть на все рукой и даже не пытаться вникнуть в то, что рассказывает учитель. На уроке он будет смотреть в окно или рисовать картинки. А дома по собственной инициативе и близко не подойдет к учебнику. Такой ребенок объективно не в состоянии сам заниматься. И кстати, появляется такая проблема обычно из-за чрезмерных амбиций родителей.
Если вы чувствуете, что ребенку трудно учиться, то необходимо провести тестирование, которое покажет, насколько усвоена им программа. Это делается для того, чтобы определить, соответствуют ли возможности ребенка предъявляемым к нему требованиям. И если чадо не справляется, лучше перевести его в школу с облегченной программой. Ведь ему объективно может быть тяжело учиться там, где по сто уроков на дню, пять языков, риторика, психология, право, древнегреческий и история культуры. Впрочем, если родители не доверяют мнению учителей, можно провести независимую экспертизу, - и психологическую, и педагогическую.
Причиной может быть и высокая тревожность ребенка. Он очень боится сделать что-то не так. Ему нужен контроль и постоянное подтверждение того, что у него все получается. Возможно, в раннем детстве вы подавляли его самостоятельность, поэтому он вырос нерешительным и зависимым. Такие дети боятся даже начать что-то делать. Например, ему говорят: «Возьми любой фломастер и нарисуй квадрат». Он будет долго думать, красный или зеленый ему выбрать, в то время как все остальные дети уже выполнят задание. Подобная нерешительность объясняется повышенными требованиями со стороны родителей, которые хотят, чтобы ребенок строго соответствовал определенным правилам и нормам.
В случае, если у ребенка проявляется тревожность, то в причинах должен разбираться, конечно же, специалист. Справиться с проблемой самостоятельно вряд ли получится. С ним необходимо провести психотерапевтический курс (и желательно не только с ним, но и с мамой). В такой ситуации давать заочные советы очень сложно.
Повышенная тревожность ребенка может быть вызвана тревожностью самой матери. Такой маме хочется постоянно ощущать себя нужной своему чаду. Она убеждена, что без нее у него ничего не получится. Поэтому-то и окружает чадо гиперопекой. В результате ребенок без нее уже и шагу ступить боится. И в том, что он не желает корпеть над книжками-тетрадками самостоятельно, нет его вины.
Что же делать?
Попробуйте взглянуть на себя со стороны: не слишком ли вы подавляете ребенка. Указываете ли вы ему, с кем следует дружить, стремитесь ли быть в курсе всех школьных дел, обзванивая родителей его друзей и выспрашивая у них подробности школьных происшествий? Пытаетесь ли навязать чаду свою помощь даже в тех сферах, где он вполне способен справляться самостоятельно? Если ответ - «да», вам следует всерьез задуматься над тем, почему вы хотите все время чувствовать себя нужной ребенку. Решить вашу проблему поможет психолог. Сами же постарайтесь не предъявлять чересчур строгих требований к чаду и не навязывайте ему без конца свою помощь. В противном случае к подростковому возрасту ребенок не то что уроки сам делать - даже в школу не захочет ходить.
Если родители до полуночи делают с ребенком уроки - значит, есть какая-то проблема. Если вы попали в этот «замкнутый круг», то попытайтесь для начала ответить на вопрос: почему ваш ребенок не может сам делать домашнее задание? Может, вы рано отдали его в школу, а у него еще «игровая мотивация», и плевать он хотел на эту школу? Или вы слишком много требуете от чада? Бывает, что родители были круглыми отличниками, и им нужно, чтобы дети тоже стали такими. Но все люди разные, и если у вас золотая медаль, то это вовсе не значит, что вашему ребенку тоже нужно быть отличником. Ведь у него же другой характер, другие интересы!
Идеальная ситуация - когда ребенок приходит из школы и без напоминаний садится за уроки. А родители только проверяют, а то и вообще не проверяют тетрадки. Однако в некоторых ситуациях действительно следует помогать, тем более, если ребенок сам вас об этом просит. Но сидеть рядом с ним совершенно не обязательно. Разберите вместе домашнее задание, а дальше пусть занимается самостоятельно. Если же вам сложно играть роль педагога, и вы постоянно срываетесь на ребенка, возьмите репетитора. Не экономьте деньги! Опытный специалист поможет ребенку наверстать упущенное, и он будет чувствовать себя более уверенным в своих силах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий