Автор статьи: Анастасия Болдырева (детский психолог).
Источник
Источник
Многие родители сталкиваются с ситуацией недостаточной мотивации своих детей к школьному обучению. Детям не хочется учиться по разным причинам. Попробуем разобрать в них и продумать выход из каждой ситуации.
Ваш ребенок поступает в первый класс?
Тогда имеет смысл сразу позаботиться о том, чтобы учиться ему было легко и интересно. Ведь успешное начало любого дела, в том числе и обучения, это залог высоких достижений в будущем.
Основные проблемы младшеклассников – это быстрая утомляемость и недостаточный уровень развития внимания. Задача родителей – помочь малышу справиться с этими неприятными моментами. Как это сделать?
Во-первых, оптимизируйте процесс обучения. Ребенок должен садиться за выполнение домашних заданий в спокойном, сытом и отдохнувшем состоянии. Рабочее место школьника должно быть подготовлено: игрушки убраны со стола, книги и тетради, наоборот, выложены на стол. Старайтесь использовать подсобные приспособления: подставку для книги, органайзер для канцелярских принадлежностей. Важно и правильно установленное освещение – так меньше устают глаза.
Наши пальчики устали…
В начальной школе детям приходится часто и много писать, от этого в руке и пальцах накапливается усталость, в итоге ребенок плохо учится, не старается, стремится побыстрее покончить с заданиями, не всегда выполняя их верно и до конца.. Поможет правильная постановка пальцев на ручке. Этому обучают в школе, но не каждый ребенок способен сам контролировать положение своих пальцев во время письма. Облегчит задачу специальное устройство: ручка-самоучка, которая фиксирует каждый палец руки в правильном положении, тем самым делая почерк более аккуратным и снижая усталость при письме. Ручки-самоучки разработаны как для правшей, так и для левшей.
Внимание, внимание!
Проблема дефицита внимания характерна не только для учеников начальной школы. Недостаточно внимательными могут быть и пяти-шести-семиклассники. И у каждого возраста свои причины для высокой отвлекаемости.
Дело учителя – заинтересовать класс, влечь его в процесс познания новой темы, на уроках у увлеченного педагога детям не бывает скучно, они полностью погружаются в тему занятия и отлично усваивают материал. Но не каждый урок в школе бывает увлекательным, а программу осваивать придется в любом случае, поэтому школьникам часто требуется проявить волевое усилие и проявить произвольное внимание и память. Это познавательные функции, которые можно развивать. Как?
Для улучшения внимания и памяти отлично подходят развивающие игры, в которых упор делается на поиске сходств и отличий, запоминании предметов, их порядка и т.д.. При этом само обучение происходит в интересной форме и не вызывает напряжения и усталости у ребенка.
Как заинтересовать ребёнка учиться, если он не понимает программу?
Некоторые дети не хотят учиться, если у них это плохо получается. Например, ребенок недопонял что-то в классе, допустил ошибку в выполнении домашнего задания, получил плохую оценку, и потерял веру в себя. Это частый вариант поведения детей с определенным типом личности: «Не получается? Ну и делать не буду!». Как заинтересовать ребенка учебой в этом случае?
Работу стоит вести в двух направлениях: делать понятными непонятные темы и укреплять в ребенке уверенность в своих силах и стремление идти до результата. С первой задачей могут справиться нанятые репетиторы, вторую же должны решить либо родители вместе с ребенком, либо они же, но при помощи детского психолога.
В любом случае, родители всегда могут расширить кругозор своего ребенка с помощью дополнительной литературы, тематических фильмов, посещений музеев, театров и т.д. Если у школьника проблемы с изучением истории, возможно, его заинтересуют исторические аудиоэнциклопедии, в которых темы раскрываются интересным и живым языком, а не сухим текстом учебника. Благодаря дополнительным источникам информации, ребенок усвоит не только стандартную программу, но и другую информацию по теме, которой сможет поделиться с классом во время урока. А значит, повысить свою успеваемость и авторитет среди одноклассников.
Старшие классы… Как убедить ребенка учиться, если у него совсем другие интересы?
Родителей старшеклассников также часто волнует вопрос, как заставить ребенка учиться, когда ему остался год или два до окончания школы, а мысли заняты чем угодно, кроме учебы. Как правило, интерес ребенка к учебе к этому возрасту уже совсем исчезает, на первый план выходят взаимоотношения: в классе, в компании, с противоположным полом. Иными словами, не до учебы.
Однако, учиться надо, тем более, что предстоят итоговые экзамены, требующие серьезной подготовки.
Здесь родителям ничего не остается, кроме того, чтобы взывать к сознательности старшеклассника. Приходится признать, что подросток 16-17 лет – уже практически взрослый человек, способный отвечать за свои поступки. И ответственность за свою учебу такой школьник уже несет сам. От родителей могут потребоваться какие-то вложения: учебные пособия, дополнительные занятия, и т.д., но учиться или нет – это может решить только сам ученик.
Часто эта мысль не приходит старшекласснику в голову, особенно, если он привык, что родители все обдумывают, решают и делают за него. В таком случае пересмотреть свое отношение стоит и родителям. Ведь это нелогично – требовать от ребенка самостоятельности, при этом навязывая ему какие-то решения.
В конце концов, стоит поговорить с ребенком, выяснить у него дальнейшие планы на жизнь, приоритеты и интересы, и исходить из них. Стоит школьнику самому решить, чем он хочет заниматься в жизни, и какие предметы ему для этого стоит максимально потянуть, как большинство проблем с нежеланием учиться решаются сами собой.
Возможно, при этом будут запущены другие предметы, которые «не пригодятся», но с этим стоит либо смириться, либо объяснить подростку, что он может и передумать относительно будущей профессии, и тогда понадобиться сдавать другие экзамены, к которым он не готов. В любом случае, все решается только совместно с ребенком, с учетом его планов и решений.
Источник
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий